Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 26.09.2017, 10:31

МОБУ "Краснополянская ООШ"

Меню сайта
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Госуслуги
Сайты Рунета

Урок 9. Свобода и моральный выбор. Основы светской этики

 

 

Модуль

Основы светской этики

Урок № 9

Свобода и моральный выбор человека

Авторы

Аюкасова С.А. учитель географии МОБУ «Краснополянская ООШ» Новосергиевского района

Галахова Е.В. учитель истории МОБУ «Новосергиевская СОШ №1»

Щеняева Н.Г учитель русского языка МОБУ «Сузановская СОШ»

Руководитель

Железнова Лариса Борисовна старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

 

 

Цель: создание условий для формирования у учеников представления о свободе как основе нравственного выбора человека

 

Задачи:

Личностные: сформировать понимание значения свободы, морально ответствен­ного выбора в поведении человека; воспитание уважения к людям, к самому себе;

метапредметные: осознание обучающимися связи свободы и морального выбора человека;

предметные: сформировать навыки смыслового чтения текста, способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся

Тип урока: комбинированный.

 

Виды деятельности: беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах

 

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

 

 

Ход урока

I. Организационный  момент. Целевая установка

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра. (слайд 3)

- Про какую дорогу говорится в песне? 

- Ребята, возникал ли у вас вопрос: « Какой дорогой идти по жизни?»

- А как вы думаете, сколько дорог может быть у человека?

- А как вы думаете, человек выбирает себе дорогу в жизни?  Давайте посмотрим на картину Васнецова  «Витязь на распутье» (слайд 4)

- Ребята, а есть у витязя свобода выбора?

- О чем мы сегодня будем говорить? Как называется тема  урока?

II. Проверка домашнего задания 


- Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
- Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой? Как ты думаешь,  почему?  ( у каждого человека свой выбор)

III. Работа по теме

1.Беседа по вопросам

-Как вы считаете, с какими понятиями мы сегодня будем работать на уроке? (свобода, моральный выбор)

-Что может помочь нам справиться с этими затруднениями? (учебник)

-Отройте учебник, найдите и прочитайте в нем значение слова СВОБОДА, МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР (слайд №5,6)

 Запишите в книгу мудрых мыслей

2.Комментированное чтение статьи  на странице 22-23 с ответами на вопросы:

           -Что такое моральный выбор?

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

-Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт, свобода и моральный выбор? ( запись в тетрадь) 

-Приходилось ли вам делать свой собственный выбор между своими интересами и интересами других людей. (Дети приводят свои примеры) Как поступите вы в следующей ситуации?  (слайд №7)

- Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек. Для того чтобы понять что такое свобода, что такое выбор.  Часто человек должен выбирать между своими интересами и интересами других людей. Считается, что добродетельный человек должен следовать интересам других. Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам и желаниям. Однако не все люди добродетельны, и порой их интересы могут противоречить нормам морали.

 3.Чтение истории и ее анализ (жизненная ситуация)

 

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.     

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

Беседа по вопросам:

-Перед каким выбором оказался Вадим?

- Какой выбор есть у Кости?

-Чем могла закончиться эта история?

-Что такое свобода, и что такое моральный выбор?

4.Физкультминутка (слайд №8)

Крошка сын
          к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
           хорошо
и что такое
           плохо?-
- Если ветер
            крыши рвет, ( Машем руками изображая ветер)
если
    град загрохал,- (топаем ногами)
каждый знает -
              это вот
для прогулок
            плохо.
Дождь покапал
             и прошел. (похлопали в ладошки)
Солнце
      в целом свете. (руки подняли в верх к солнцу)
Это -
     очень хорошо
и большим
         и детям.

5.Работа в группах.  Итоговая беседа.  

 (каждой группе раздаётся листочек с вопросом)

1 группа:  Что значит быть свободным?  Как связана свобода с моральным выбором?

 

2 группа: Для чего нужна свобода?  Всегда ли можно поступать так,  как тебе хочется?

 

3 группа: Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

 

7.Практикум ( работа с литературными произведениями)

 

Вспомните сказки, в которых герои оказываются в ситуации морального выбора?               Обращение к учебнику (работа с иллюстрацией к сказке  «О мертвой царевне и семи богатырях») ( слайд №9)

 

IV.Закрепление

Какой выбор должен быть правильным? Обратимся к началу урока. С каких строчек начался наш урок? (Зачитывают)

О чем говорится в следующих строчках?

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

В каких строчках говорится о нравственном и безнравственном поведении?

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

-Какой вывод для себя вы делаете из строк?

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Учитель завершает:

 Люди связаны друг с другом разнообразными обязанностями, одну из которых трудно исполнить, не нарушив другой. Поэтому важно давать только такие обещания, которые точно  можно выполнить без ущерба для других. Острая ситуация морального выбора иногда называется моральным конфликтом. При разрешении морального конфликта очень важно сделать не просто правильный, а добродетельный выбор. (стр 22-23  учебника)

Рефлексия. (слайд №10)

1.Что интересного было для тебя сегодня на уроке?

2.О чем бы тебе хотелось продолжить разговор по теме урока с твоими близкими?

3. В каких ситуациях вам могут пригодиться новые знания?

 

Домашнее задание:

 Задание учебника на стр.23 (вопрос 1,2)

Подберите или создайте свои иллюстрации по сказкам

 

                                                     Приложение

Текст песни «Дорогою добра»

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

                                          Текст для анализа

        На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.     

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

 

 

 Рефлексия

 

1.Что интересного было для тебя сегодня на уроке?

2.О чем бы тебе хотелось продолжить разговор по теме урока с твоими близкими?

3. В каких ситуациях вам могут пригодиться новые знания?

 

Полезные ресурсы

       Интернет-ресурсы

 

gif-anim.narod.ru

 

wiki.iteach.ru

 

info@vasnecov.ru.

 

pesni.net

 

Учебное пособие «Основы светской этики» М., «Просвещение»

 

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Каникулы
Статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017